Есть ли место автономному газоснабжению в Беларуси?

Калькулятор пробега

Пробег на фиксированную сумму

Выберите тип автомобиля

Введите планируемую сумму для заправки

Бел. руб

Калькулятор окупаемости

Если переоборудовать или купить газовый автомобиль...

Цена топлива, используемого базовой моделью автомобиля:

Бел. руб./л

Дополнительные затраты на монтаж ГБО или разница в цене с базовой моделью автомобиля:

Бел. руб

Предполагаемый пробег автомобиля в год:

км

Линейный расход автомобиля базовой модели:

л/100км

1 л бензина эквивалентен по расходу 1 м3 природного газа

X

Есть ли место автономному газоснабжению в Беларуси?

13 Мая 2015

gazprom_transgaz_belarus_lng550x300.jpgТема применения природного газа в качестве моторного топлива не перестает быть актуальной уже на протяжении десятка лет.

Как известно, в апреле 2013 белорусским правительством утвержден Комплекс мероприятий по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива, который предусматривает расширение сети заправок газомоторным топливом, а также проведение других мероприятий, в частности, выпуск белорусского автомобиля и автобуса, работающих на компримированном природном газе (КПГ).

В июне 2013 года российскому правительству поручено разработать комплексный план расширения использования газа в качестве моторного топлива. Применение газа на транспорте в России должно стать массовым.

Главными движущими силами, например, европейского газомоторного рынка по-прежнему остаются требования по сокращению выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, снижение затрат на топливо в бюджетной сфере, сокращение нефтяной зависимости.

Европейская комиссия приняла решение о формировании минимальных заданий для стран-участниц по развитию инфраструктуры для чистых видов топлива/энергии. Строить и эксплуатировать их будут по гармонизированным требованиям. Разработчики стратегии предлагают установить не только минимальное количество заправочных/зарядных станций для каждой страны Евросоюза, но и максимальный шаг их строительства вдоль автомагистралей. Для КПГ этот шаг составит не более 150 км., а для СПГ – не более 400 км. Таким образом, к 2020 году на каждую тысячу километров автомагистралей должны быть построены минимум семь АГНКС и три крио-АЗС. Очевидно, что страны СНГ должны принять непосредственное участие в этой работе, чтобы не оставаться в нормативной самоизоляции.

Потенциал европейского рынка газомоторного топлива к 2030 году оценивается на уровне 45 млрд кубических метров, включая 15 млрд кубометров в виде сжиженного природного газа (СПГ).

По оценкам экспертов СПГ признается одним из наиболее перспективных видов топлива. Лидирующие позиции в потреблении сжиженного природного газа занимают США и страны Западной Европы. В России с началом нового тысячелетия интерес к использованию СПГ постоянно растет.

Справка. СПГ является криогенной жидкостью, которая хранится под небольшим избыточным давлением при температуре около 112 К (-161 °C) в емкости с теплоизоляцией. По химическому составу представляющая собой многокомпонентную смесь углеводородов ряда С1-С8, азота N2 и двуокиси углерода СО2 с преобладающим содержанием метана - СН4. Сжиженный природный газ прозрачен, не имеет цвета и запаха. При сжижении объем природного газа уменьшается более чем в 600 раз, что эквивалентно сжатию газа до давления 60 МПа.

Применение сжиженного природного газа в качестве моторного топлива для различных видов транспортных средств (автомобильного, воздушного, железнодорожного, водного и т.д.) дает энергетические и экологические преимущества, а также является более экономически выгодным, по сравнению с традиционными нефтяными и другими альтернативными видами моторного топлива.

Преимущества СПГ объясняются его более высокой плотностью (в 3 раза) по отношению к КПГ, что позволяет существенно улучшить технические показатели транспортных средств: уменьшить габариты и массу системы хранения бортового топлива; увеличить полезную грузоподъемность и запас хода от одной заправки; сократить за счет более редких заправок непроизводительные затраты, связанные с холостыми пробегами.

Справка. Начало применения СПГ в СССР относится к 50-м годам прошлого века, когда впервые был предпринят опыт применения жидкого метана для газоснабжения сельских районов и топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта. Интерес к СПГ заметно снизился из-за открытия месторождения природного газа в Западной Сибири и строительства магистральных газопроводов.

Главным плюсом СПГ по сравнению с сетевым природным газом является его географическая адаптивность. СПГ позволяет диверсифицировать способы доставки голубого топлива крупным и средним промышленным и сельскохозяйственным объектам, домашним хозяйствам и объектам коммунально-бытового назначения в регионах, удаленных от системы газификации.

Одним из наиболее современных направлений развития применения СПГ является малотоннажное производство на автомобильных газонаполнительных компрессорных и газораспределительных станциях (АГНКС и ГРС) и мини-заводах.

В России отработаны технологии производства сжиженного природного газа, основанные на использовании перепада давления и применении внешних холодильных циклов. На базе этих технологий создано газовое оборудование и производственные комплексы, предназначенные для эксплуатации на любых объектах газовой промышленности, имеющих источники газа высокого давления.

К технологиям сжижения магистрального природного газа предъявляются следующие требования: компактность оборудования; простота эксплуатации; высокий коэффициент сжижения; низкое энергопотребление и т. д. В конечном счете, выбор технических решений и принципиальных схем установок по производству СПГ для мини-заводов должен проводиться на основе комплексного технико-экономического анализа, учитывающего все особенности и условия осуществления проекта.

Справка. Компания General Electric (Дженерал Электрик) представила первую контейнерную малотоннажную установку сжижения природного газа "LNG In A Box System" (Эл-эН-Джи ин э Бокс Систем) производительностью 16 – 18 тонн СПГ в сутки. К преимуществам системы можно отнести её компактность, простоту монтажа на подготовленной площадке и эксплуатации, возможность оперативного перемещения на новую точку. Она включает в себя систему подготовки газа, блок сжижения, скоростной поршневой компрессор для паров, систему управления и коммерческого учета газа, вспомогательное оборудование. Вне контейнера располагаются емкость для хранение СПГ и заправочная колонка. 

Компания Linde North America (Линд Норз Америка) также активно работает в области компактных СПГ-технолгоий. В частности, в 2013 году она представила мобильную (на автомобильном полуприцепе) КриоАЗС для заправки машин СПГ. Подобное оборудование имеется и в других странах. 

Принципиально схема газоснабжения СПГ выглядит следующим образом: на магистральном газопроводе располагается завод по сжижению газа, его производительность зависит от нужд конечного потребителя. Далее СПГ перевозится в специальных криогенных метановозах до пунктов регазификации, где газ переходит из жидкого состояния в обычное газообразное, и уже в таком виде поставляется потребителю в качестве локальной энергетики – в качестве топлива для дорожно-строительной и сельско-хозяйственной техники, отдельным предприятиям, например, объектам придорожного сервиса, котельным, населению наиболее отдаленных пунктов. Не исключено, что в недалеком будущем может начаться бум применения СПГ для газификации объектов индивидуального жилищного строительства.

ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" занимается проработкой вопроса перспективности строительства малотоннажной установки по сжижению природного газа. С целью определения ее производительности приглашаем всех заинтересованных принять участие в онлайн диалоге о перспективах применения малотоннажных СПГ установок в Беларуси. Ваши вопросы и предложения просим размещать на нашем сайте. С потенциальными потребителями может быть подписан протокол о намерениях по дальнейшему сотрудничеству в рамках поставок СПГ.

все статьи



Анонсы

Metan.by - удобная навигация и быстрые звонки

Прокладывайте маршрут до любой заправочной станции и пользуйтесь быстрыми ссылками для набора номера. Теперь пользоваться функционалом сайта стало еще удобнее. Попробуйте новые возможности на странице...

Новый зерноуборочный комбайн Гомсельмаш

В разделе "Каталог метановых автомобилей" вы можете более подробно ознакомиться с устройством и техническими параметрами нового зерноуборочного комбайна...

Предложение от производителя

ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ», являющееся крупнейшим российским производителем легковых коммерческих и среднетоннажных автомобилей на КПГ, предлагает...

Если Вы планируете перейти на метан, что Вас сдерживает?

Наши партнеры

Наверх